Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ! ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА!

Дата: 27 ноября 2019 в 09:37, Обновлено 5 марта в 08:22

     

В ГУО «Детский сад № 5   г. Быхова» были проведены мероприятия посвященные празднованию Дня Победы: беседы с детьми старшего дошкольного возраста, рассматривание альбомов и иллюстраций о ВОВ, слушание песен военных лет, спортивное развлечение «Старт Победы» для детей специальной группы, рисование на тему «Памятники Победы», педагоги изготовили открытки к чествованию ветеранов на митинге.

Беседа   Родина-мать зовет!

ЦЕЛЬ: Формирование интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, истории своего народа, воспитание патриотических чувств.

Ребята,  когда-то  наша независимая страна Беларусь находилась в составе огромной страны, которая называлась  Союз Советских Социалистических Республик. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех лю­дей и большая вера в то, что любимая родина, Родина-мать, все преодолеет. Такое тяжелое испы­тание выпало и на долю у нашего народа, когда на­чалась великая война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну?

Ответы детей.

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший от­нять у других народов земли, города и села, заво­ды и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшебник, словно заколдо­вал свой народ и убедил его в том, что для про­цветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная»

(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Фашисты напали на нас ранним утром в четыре часа, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоминает о начале войны женщина, которой было тогда всего семь лет, почти как вам, ребята:

«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс. Увы, в первом клас­се мне не суждено было учиться.      Начало войны запомни­лось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими облаками, по которому летят самолеты. Очень-очень ско­ро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую земляную траншею, убежищ поблизости не было, было очень страшно….. (В. Левецкая «Долгий путь из войны».)

Первым городом на пути фашистов был наш белорусский город Брест, который стоял на самой гра­нице. Для его защиты была построена крепость, и фашистские генералы рассчитывали сразу ее за­хватить. На крепость было сброшено много бомб, ее обстреливали пушки, но защитники крепости пытались остановить врага, не пропустить даль­ше. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захвачены, а наши солдаты все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходи­лось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Одна из надпи­сей в крепости, оставленная 20 июля, то есть че­рез месяц после начала войны, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до августа.

Гитлер не хотел верить, что крепость не сдает­ся, что советские солдаты оказались такими муже­ственными и смелыми. Он даже ставил их стой­кость в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспри­мерную храбрость защитников Бреста.

Минута молчания

Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью,  молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь и надо много тру­диться, чтобы справиться с этой бедой. На защи­ту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для победы!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого че­ловека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернет­ся ли дорогой человек?  Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины.  

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа молодой,

Тогда еще не папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — на ногах.

П. Давыдов

Вот фотографии из ваших семейных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята.

По желанию дети показывают фотографии и комментируют их.

Война длилась долгих четыре года, много до­рог пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая каждый кусочек род­ной земли.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

шел солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

шел вперед солдат!

Это слова из песни «Баллада о солдате»,   послушаем ее, ребята, и попробуем понять, как это — быть солдатом на войне?

Педагог включает аудиозапись с песней, после прослушивания песни обменивается с детьми впечатлениями.

Примечание. Беседа может сопровождаться показом документальных кадров, фотографий, прослушиванием аудиозаписей, чтением стихов, отражающих тематику занятия.

Беседа Музыка войны

Цель: Формирование интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, истории своего народа, воспитание патриотических чувств  средствами музыкальных песенных произведений военных лет.

Как вы думаете, ребята, что придавало сил лю­дям во время войны выдерживать те тяжелые ис­пытания, которые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защитить род­ную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во вре­мя войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, но звучат и до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близких, ради ко­торых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эти песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.

Одной из первых я хочу познакомить вас с песней «Священная война»

Звучит аудиозапись песни «Священная война» (сл.В.И. Лебедев-Кумач, муз. А.Александров)). 

Музыкальный руководитель: Что вы почувствовали, прослушав эту песню? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Мелодичная распевность  песни наряду с грозной поступью марша поднимала и вдохновляла боевой и моральный дух бойцов советской армии. Эта песня стала символом Великой Отечественной войны, символом незабываемого героического прошлого народа.

Следующая песня,  которая полюбилась мил­лионам людей, как только прозвучала в первый раз называется «Темная ночь». Ее сочинил композитор Никита Богослов­ский на слова поэта Владимира Агатова для кино­фильма «Два бойца».    После выхода кинофильма на экраны песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Темная ночь» (муз.Н. Богословского, сл. В. Агатова).

Музыкальный руководитель: Какие чувства у вас вызвала эта мелодия? (Ответы детей). Вы знаете, ребята, когда записывали эту пес­ню на пластинку, первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пла­стинке.

Музыкальный руководитель: И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу при­фронтовом», а написана композитором Матвеем Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот во­прос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чи­стополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашен­ный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте ее и скажите, что она вам напоминает? Какой танце­вальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифрон­товом» (муз.М. Блантера, сл. М. Исаковского). После прослушивания педагог повторяет свой во­прос, дети отвечают. Музыкальный руководитель предлагает детям поделиться впечатлениями о прослушанной музыке.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен бие­нию человеческого сердца, напоминая о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы писа­ли во время войны, хотелось дать возможность солдату „пообщаться“ с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, не­весте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

Музыкальный руководитель: Так вот песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с же­стоким врагом.

Беседа: Их именами названы улицы

города Быхова.

Цель: Формирование интереса к истории малой родины, воспитание любви к ней

Педагог: В годы великой Отечественной вой­ны в боях с немецко-фашистскими захват­чиками в рядах Красной Армии и в тылу врага мужественно сражались тысячи быховчан. 11 уроженцам Быховского района было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Его были удостоены: Дмитрий Ефимович Аскаленко, летчик, командир звена истребительной авиации; Константин Иванович Орловский, ко­мандир танкового батальона; Леонид Семенович Данилюк, командир самоходно­артиллерийского полка; Степан Аки­мович Крассовский, маршал авиации; Георгий Мефодьевич Надточеев, отваж­ный летчик-штурмовик; Артем Иванович Солодышев, командир стрелкового отде­ления; Гемел Михайлович Станкевич, ко­мандир танкового взвода; Федор Федоро­вич Ровчаков, командир стрелковой роты; Федос Артемович Смолячков, отважный снайпер; Терентий Ефремович Сычков, командир инженерной роты; Василий Иванович Темчук, храбрый артиллерист. Полными кавалерами ордена Славы стали Никита Иосифович Перевозников,  по­мощник командира стрелкового взвода и Николай Григорьевич Беляев, командир минометного расчета.  Много улиц нашего города названы в их честь. Предлагаю посмотреть материал презентации.

(https://sad5byhov.schools.by/pages/meroprijatija-v-ramkah-proekta).

Беседа:  Лудчицкая высота.

Цель: Формирование интереса к истории малой родины, воспитание патриотизма и любви к родине.

Педагог: Сегодня я хочу познакомить вас с Лудчицкой высотой, этот мемориал возведен в честь событий Великой Отечественной войны, о которых я вам сейчас расскажу. Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени.   К ним относится и взятие Лудчицкой высоты.

556-му полку 169-й стрелковой диви­зии (командир Петр Васильевич Качур) была поставлена задача: создать штурмо­вой отряд, в ночь на 24 июня провести разведку боем, захватить высоту и развить наступление в сторону деревни Лудчицы и города Быхова.

В три часа ночи отряд под командова­нием майора Василия Соловьева атаковал врага. Среди штурмовавших была и рота старшего лейтенанта В. К. Мартынова. Бойцы ее не раз отличались в боях за Сталинград, на Курской дуге, при осво­бождении Рогачева. Рота дружной атакой выбила противника из укреплений. Гитле­ровцы, придя в себя, начали контратако­вать. Мартыновцы до последнего патрона и гранаты удерживали захваченный рубеж и не отступили. Пал смертью храбрых на высоте командир роты Владимир Кирил­лович Мартынов. За совершенный под­виг ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1345 г. было посмертно присвоено звание Героя Со­ветского Союза. В городе Быхове его име­нем названа улица

Интересный факт. У солдат, бравших эту высоту, были прекрасные ко­мандиры, опытные, смелые, отважные. И в трудную минуту высокий пример офицера позвал на подвиг рядового солдата. Бойцы устремились в атаку.

И вдруг фланговый кинжальный огонь. Сундуткали Искалиев видит, как падают под пулеметным ливнем друзья. Что-то горячее ожгло и его. На гим­настерке сразу набухло кровавое пятно. Нестерпимая боль пронзила тело.

А еще страшнее боль от мысли, что захлебнется атака. «Перед знаменем же клялись, — шепчут губы. — Проклятый дот. Быстрее туда...» Оставляя кровавый след, он ползет к доту. В стальную пружину сжата его сила воли.

Еще несколько метров, еще... И вот он в «мертвой зоне». Мгновение — и в ощеренную пасть дота летит граната. Пулемет умолк. «Впе-е-ред!» — ра­достно закричал Сундуткали, размахивая автоматом. Над полем прогремело и покатилось «ура». Но что такое? Вновь хлещет пулеметными очередями дот. «Эх, если бы еще граната! Да нет ее. И нечем выручить своих...» И вдруг, как вспышка молнии среди ночи, мелькнула мысль и мгновенно высветила решение. Бросился комсомолец Сундуткали на амбразуру, закрыл ее своей грудью. Путь к наступлению был открыт. Так на белорусской земле комсо­молец, казах из села Константиновка Уральской области повторил подвиг Александра Матросова. За совершенный подвиг СундуткалиИскалиеву 24 марта 1945 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В го­родах Чингирлау, Быхове и Минске его именем названы улицы.

Рядом с ротой Мартынова насмерть стояли автоматчики роты капитана Гуляма Якубова. Они обрушились на врага дерзко и неустрашимо. Захвачена первая и вторая траншеи. Но враг, имея десяти­кратный перевес в живой силе и артил­лерии, решил не только восстановить на этом участке свое положение, но и отбро­сить атакующих. Атаки следовали одна за другой, якубовцы за день отбили 40 атак и удержали захваченный рубеж. Команда появлялась в самых опасных местах, про­являя беспримерную отвагу. Этот бой был для капитана Якубова последним. Коммунист, узбек Гулям Якубов, уроже­нец Андижанской области, отдал свою жизнь за освобождение белорусской зем­ли. Звания Героя Советского Союза он удостоен посмертно 24 марта 1945 г. На родине, в городе Ленинске, в городах Быхове и Минске его именем названы улицы.

В тяжелых боях за высоту 150,9 и на подступах к ней отличились сыновья разных народов нашей страны: русские Владимир Кириллович Мартынов и Петр Дмитриевич Виниченко, белорус Иван Андреевич Борисевич, узбек Гулям Яку­бов, грузин Галактион СамсоновичРазмадзе, казах СундуткалиИскалиев. На ме­сте, где они совершили свой бессмертный подвиг, возведен величественный мемо­риал, который является олицетворением святого воинского братства и нерушимой дружбы братских народов бывшей страны Советов. Никогда не зарастет сюда народ­ная тропа!

Беседа подготовлена по материалам книг  Н.Левченко «Герои освобождения», «Летопись города Быхова» сост. А.А. Терешонок.

    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.