Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ О БЕЗОПАСНОСТИ

Дата: 9 февраля 2021 в 11:07, Обновлено 17 января в 10:54

Что нужно рассказать ребенку, чтобы его обезопасить?

Сложно отрицать тот факт, что мир полон опасностей. Мы не в силах сделать так, чтобы детям ничего не угрожало, но мы можем научить их тому, как правильно вести себя в той или иной экстремальной ситуации. В этой статье мы поговорим с Вами о двух важных темах: как ребенок может защитить себя, если к нему подошел незнакомец, и что делать ребенку, если он потерялся.

Как научить ребенка вести себя с чужими людьми?

Многочисленные социальные эксперименты и исследования показывают, что подавляющее большинство детей с легкостью уходят с незнакомыми людьми, даже если взрослые неоднократно предупреждали их об опасности такого поступка. Почему это происходит? Многие из нас привыкли, что нужно учить детей быть послушными, прислушиваться к мнению старших и следовать их указаниям. Но в экстренной ситуации, когда к малышу подходит незнакомец, такая модель поведения может стать роковой ошибкой. Чужой человек легко входит в доверие к дошкольнику, назвав его по имени, пообещав отвести к маме или заинтересовав малыша игрушкой/питомцем/конфетой. Детьми движет интерес и любопытство. Родители учат ребенка не разговаривать с незнакомцами, но сами вежливо общаются с водителями такси, продавцами в магазине, помогают прохожим на улице найти дорогу. Как малышу понять, кому можно доверять, а кому нет? Как вести себя с незнакомыми и «чужими» людьми?

  1. Нужно объяснить ребенку, кто считается «чужим», а кто «своим». Малыш должен понимать, что большинству людей можно доверять, но есть те, кто совершают плохие поступки и могут быть опасны. Чаще всего преступники внешне никак не выделяются из толпы. Расскажите малышу, что даже доброжелательный и с виду приятный человек, который предлагает конфету или погладить щенка, всё равно чужой. С 3 до 5 лет дети должно твердо усвоить, кто такой незнакомец – тот, кого вы не знаете. В старшем дошкольном возрасте можно учить ребенка различать понятия «семья», «друзья», «знакомые» и др.
    Чтобы не запугать малыша, избегайте фраз типа «никому нельзя доверять», «детей часто крадут», «все люди опасны».

  2. Вместо негативной формулировки «Не разговаривай с незнакомцами!» используйте положительную установку «Всегда спрашивай разрешения у опекающего тебя взрослого (родителя, родственника, няни), прежде чем с кем-либо познакомиться или пойти с кем-то».

  3. Ребенок должен помнить, что всегда нужно быть у Вас на виду.

  4. С чужими людьми, представляющими опасность, можно и даже нужно быть непослушным и «плохим». Если с ребенком заговорил незнакомец, нужно громко кричать «Я его не знаю! Помогите!».

  5. Ребенку сложно понять, что знакомый и даже близкий человек тоже может его обидеть. Опасные действия он может воспринимать как заботу и ласку. Поэтому важно четко установить для ребенка границы, за которые никто не имеет право заходить, например, уводить малыша куда-либо без разрешения родителей, целовать без разрешения.

  6. Преступники могут заставить ребенка молчать, запугав его. Объясните малышу, что никто не имеет права ему угрожать и просить держать что-то в тайне от родителей. Скажите ребенку, что, если кто-то попытается сделать такое, он должен сразу рассказать Вам об этом. 
    Важно объяснить ребенку, что он не обязан слушаться всех взрослых, и может говорить «нет» чужим людям, кричать и убегать, если что-то ему не нравится или кажется странным. Нужно учить малыша отстаивать свои границы и не бояться конфликтовать.

Что делать ребенку, если он потерялся?

По статистике, чаще всего теряются дети младшего школьного возраста и подростки. Им предоставляется гораздо больше свободы, чем дошкольникам: они одни гуляют во дворе, ходят в школу и на дополнительные занятия. Несмотря на то, что степень контроля над детьми дошкольного возраста значительно выше, малыши тоже часто теряются. Поддавшись мимолетной слабости и любопытству, они могут пропасть из вида взрослых, которые отвернулись буквально на минуту. Поэтому важно научить ребенка тому, как нужно себя вести, если он потерялся.

  1. Как только ребенок понял, что потерялся, ему нужно оставаться на том же месте и никуда не уходить. Так взрослым будет легче отыскать кроху. Ребенку не стоит самому начинать искать близких, так как это может еще больше «запутать следы».

  2. Нужно обратить на себя внимание: по возможности, встать на высокое открытое место, громко кричать и звать на помощь. Есть правило трёх «о»: остановись, оглядись, окрикни.

  3. Если малыш потерялся в людном месте, нужно попытаться найти людей в форме (полицейского, охранника или сотрудника ближайшего магазина) и попросить их о помощи. Также можно подойти к взрослым с детьми. Чтобы ребенку было легче сориентироваться в той или иной ситуации, мы советуем регулярно играть с малышом в «шпионов» - искать персонал в форме на улице, в метро, в детском саду, в торговых центрах.

  4. Если ребенок потерялся в лесу или другом безлюдном месте: нельзя подходить к воде (по статистике, это самое опасное место), сидеть на холодной земле, есть ягоды и грибы, прятаться. Безопаснее всего дожидаться взрослых на одном месте.

Рекомендации родителям о том, как не допустить того, чтобы ребенок потерялся:

  • Не оставляйте ребенка одного в квартире или машине, даже если уходите ненадолго.

  • Никогда не оставляйте ребенка без присмотра, особенно в общественных местах.

  • Держите ребенка за руку, если находитесь в людном месте. Часто, когда у родителей заняты руки (например, в супермаркете), они просят ребенка держаться за полы их одежды, сумку или тележку, но если он отцепится, то может легко потеряться в толпе.

  • Если Вы не можете держать его за руку, пусть ребенок идет впереди Вас.

  • Всегда имейте на телефоне свежее фото ребенка.

  • Вкладывайте в карман ребенка бумажку с Вашим номером телефона.

  • Используйте специальные гаджеты, которые отслеживают местоположение ребенка (браслеты, часы, брелки). В них также обычно бывает встроена тревожная кнопка, которую он может нажать в случае опасности.

  • Выучите с ребенком ваш адрес, имя и фамилию малыша. Эта информация должна быть вызубрена на зубок, так как ребенок должен быть готов воспроизвести ее в стрессовой ситуации.

  • Регулярно на конкретных примерах обсуждайте с ребенком, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Самый лучший способ преподнести дошкольнику информацию – это игровая форма. Также много обучающей информации содержится в книгах и мультфильмах.

Дети – это самое дорогое, что есть у каждого родителя. В обеспечении безопасности малышей дошкольного возраста основная роль отводится взрослым. Дошкольники не до конца понимают, кто и что представляет для них опасность и как нужно вести себя в той или иной ситуации. В наших силах научить их следовать правилам личной безопасности, уметь постоять за себя, не бояться говорить «нет», просить помощи.
Важной составляющей безопасности ребенка является доверие к близким и уверенность в том, что именно они помогут ему в трудную минуту. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не бойтесь извиняться перед ним и признавать свои ошибки, и тогда уверенность малыша в себе возрастет во сто крат.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.