Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2019 г. №267
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 апреля 2019 г. № 267
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732
В целях совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции и повышения эффективности работы комиссий по противодействию коррупции Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732, следующие изменения:
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2. Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является руководитель государственного органа (организации), а в случае отсутствия руководителя государственного органа (организации) – лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.»;
в пункте 3 слова «15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303)» заменить словами «15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»;
в пункте 4:
абзац четвертый после слов «рисков и» дополнить словом «принятие»;
из абзаца восьмого слова «, а также внесение соответствующих предложений руководителю государственного органа (организации)» исключить;
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.»;
в пункте 5:
из абзаца второго слова «и руководителей государственного органа (организации)» исключить;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;»;
в абзаце седьмом слова «и представляет руководителю государственного органа (организации) предложения» заменить словом «меры»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;»;
абзац девятый исключить;
в абзаце четырнадцатом слова «вносит руководителю государственного органа (организации) предложения» заменить словами «рассматривает предложения членов комиссии»;
в части третьей пункта 6 цифры «15» заменить цифрой «5»;
в пункте 8:
абзац пятый части первой дополнить словами «, при необходимости вносит в них изменения»;
часть третью исключить;
в части четвертой пункта 12<sup>1</sup> слова «руководителю государственного органа (организации)» заменить словами «в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией»;
в пункте 13:
часть первую после слова «конкретных» дополнить словами «нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе»;
из части второй слова «и (или) руководителем государственного органа (организации)» исключить;
в части третьей:
абзац второй дополнить словами «, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений»;
из абзаца третьего слова «, подрядных торгов в строительстве» исключить;
из пункта 14 слова «, принятое по вопросам повестки дня ее заседания,» исключить.
2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным, Минскому городскому, городским, районным исполкомам, местным администрациям районов в городах в месячный срок привести положения о комиссиях по противодействию коррупции в соответствие с настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2011 г. № 1732
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции
1. Настоящим Типовым положением определяется порядок создания и деятельности в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах (далее – государственные органы (организации) комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии).
Настоящее Типовое положение не распространяется на государственные органы, в которых в соответствии с законодательными актами созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией либо в структуре центральных аппаратов которых имеются подразделения собственной безопасности.
2. Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1262), иными актами законодательства, в том числе настоящим Типовым положением, а также утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности государственного органа (организации).
4. Основными задачами комиссии являются:
разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
координация деятельности структурных подразделений, территориальных органов государственного органа (организации), в котором создана комиссия, и подчиненных ему (входящих в его систему, состав) государственных организаций (далее – подчиненные организации) по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, при реализации мер по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;
взаимодействие с общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
привлечение общественности и средств массовой информации к сотрудничеству по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции в целях выработки у работников государственных органов (организаций) навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции, а также формирования нетерпимости к ее проявлениям;
обобщение и анализ поступающей от государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций.
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов и руководителей государственного органа (организации) по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;
участвует в мониторинге программ государственного органа (организации), направленных на предотвращение проявлений коррупции и их выявление;
заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;
привлекает в случае необходимости для участия в заседаниях комиссии представителей правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций, а также средств массовой информации (с согласия их руководителей);
принимает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения подчиненными организациями решения по вопросам организации деятельности по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению, а также осуществляет контроль за исполнением данных решений;
разрабатывает и представляет руководителю государственного органа (организации) предложения по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
вырабатывает на своих заседаниях и вносит на рассмотрение руководителя государственного органа (организации) предложения о совершенствовании законодательства о борьбе с коррупцией;
информирует руководителя государственного органа (организации) о выявленных комиссией в ходе ее деятельности правонарушениях, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушениях;
запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции государственного органа (организации) в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции;
вносит руководителю государственного органа (организации), осуществляющего в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 157, 1/11733) ведомственный контроль, предложения о проведении в установленном законодательными актами порядке проверок в подчиненных организациях по фактам совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
вносит руководителю государственного органа (организации) предложения о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
организует работу комиссии;
определяет место и время проведения заседаний комиссии;
утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях;
дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением.
В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
9. Член комиссии вправе:
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
принимать участие в подготовке заседаний комиссии;
участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
выполнять решения комиссии (поручения ее председателя).
11. Секретарь комиссии:
обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
ведет документацию комиссии;
извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
13. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
14. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов.
15. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
16. В протоколе указываются:
место и время проведения заседания комиссии;
наименование и состав комиссии;
сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
принятые комиссией решения;
сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
17. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.