Рисование в учреждении дошкольного образования
Правила рисования карандашом.
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно, штрихи накладывать в одном направлении : сверху вниз, слева направо или по косой.
7. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
8. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
9. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно покрасить посветлее.
Правила рисования краской.
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз, вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Виды занятий по рисованию
1. Предметное
2. Сюжетное
3. Декоративное
4. По замыслу
5. С натуры
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
1. Палитра (на 6 местный стол - 2 палитры, на 2 местный - 1 палитра).
2. Акварельные краски
3. Гуашь.
4. Подставка для кисточек.
5. Кисточки должны быть круглые, мягкие № 8,9,10,11,12 (для всех групп), в старшей группе 2 год обучения ещё добавочная колонковая кисточка № 6.
6.Тряпочка (у каждого ребёнка должна быть мягкая тряпочка для осушения кисти размером 10x15 см. Для работы тряпочку складывают вчетверо или вшестеро в виде подушечки, к которую путем прикладывания спускается лишняя вода из ворса кисти. Ни в коем случае нельзя допускать вытирания детьми кистей, так как последние от этого портятся. После каждого занятия тряпочки промываются, высушиваются и хранятся в специальной коробке).
7. Баночка с водой. Для промывания кистей применяются полулитровые банки, которые устойчивы и вмещают достаточно воды, благодаря чему кисточки можно многократно мыть, не меняя воду. Воды в банке должно быть на 3-4 см ниже верхнего края горла банки. Для младших групп лучше употреблять более низкие, но тоже широкие банки, емкостью 0,35 л. Количество банок с водой на столе обычно соответствует количеству палитр (на 6-местном - две банки, на 2- местном - одна). Воду в банки следует наливать утром в день занятия.
8. Бумага. Размер бумаги зависит от содержания занятия. На занятии должны быть запасные листы для пассивного рисования (когда воспитатель рукой ребенка прорисовывает какую-либо деталь), если кто-то из детей справился раньше ему можно предложить нарисовать ещё один рисунок.
Лист размером 15x20 см можно употреблять лишь на карандашные рисунки. Лист бумаги подписывается до начала занятия карандашом или ручкой. Когда готовый рисунок вывешивается на демонстрации на стенд, то подписывается в нижнем правом углу чётко и разборчиво.
9. Цветные карандаши должны быть мягкими (от 2М до 6М), упаковка должна быть удобной для работы: коробка должна или полностью выниматься или же крышка должна вся откидываться. Карандаши должны лежать в один ряд. Для детей 2-3 лет и 3-4 лет нужны наборы из 6 цветов, для остальных возрастов из 12 цветов. Для рисования в свободное время в группе надо иметь другие карандаши, которые тоже лежат в коробках, но отдельно от тех, которые предназначены для занятий. Начиная со средней группы надо приучать детей укладывать карандаши в коробку в определённом порядке, установленном воспитателем. Карандаши должны быть всегда заточены. В старшей группе желательно иметь несколько безопасных точилок и в свободное время привлекать детей к самостоятельной чинке карандашей. Во всех возрастных группах должны иметься простые графитные карандаши на каждого ребёнка и несколько штук запасных. Графитные карандаши, как и кисти, хранятся в стаканчиках. Графитные карандаши для крупных рисунков не пригодны. Ими хорошо пользоваться для отработки деталей, проводя линии любой толщины.
10. Сангина. Сангина натуральная - минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно - розоватого. На бумаге сангина держится непрочно и требует фиксирования. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок, выполненный сангиной, слегка промывается набранной на кисть водой. Но при этом способе фиксации теряется особый бархатистый характер изображения.
11. Пастель. В переводе означает «мягкие цветные карандаши». Основные выразительные свойства пастели - нежность, бархатистость, многообразие цветовых оттенков. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется, так как все слои, не соприкасающиеся с бумагой, все равно осыпаются. Пастель, как и сангина, может использоваться в соединении ' с карандашом, которым прорисовываются мелкие детали, форме придаётся чёткость. Иногда пастель соединяется с акварелью, она создаёт основной тон. Рисунки пастелью легко осыпаются и требуют закрепления. В рисовании пастелью также используется мокрый способ.
12. Восковые мелки.
13. Уголь. Для рисования производят из различных пород деревьев путём медленного сгорания. Мягкость зависит от породы дерева. Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с неё, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков.. Основное выразительное свойство угля - бархатистость. При рисовании на "Тонированной бумаге хорошо сочетается с углём мел, что делает рисунок контрастным, живописным.
Расстановка оборудования и материала для рисования:
тряпочка банка с водой тряпочка