Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата: 16 ноября 2018 в 14:18, Обновлено 30 января в 15:49

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.

Игра– самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.

Для познавательного развития детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком.

При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они чрезвычайно увлекательны для малышей, и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.

На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Игры с водой

Одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся.Удивляет и радует многообразие игр с водой.

В своей практике я стараюсь найти, разработать, придумать как можно больше вариантов и способов работы с этим материалом. Моя задача сделать игры разнообразными, интересными и насыщенными новым и познавательным материалом.

Вот некоторые из любимых игр малышей:

«Плывет, плывет кораблик». 

Бумажный кораблик малыш подгоняет при помощи соломинки, в которую он дует. Игра знакомит со свойством воды, формирует у детей умение чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. 

«Плавает или тонет»

Знакомит детей со свойствами различных материалов камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Нужно  поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).

«Уточки на волнах»

Предлагаю  детям самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками. 

 «Веселые пузыри»
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

 «Дождик»
С помощью лейки, наполненные водой, я  предлагаю ребенку сделать дождик, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то я помогаю ему.

 «Теплая – холодная»

Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок  опускают кисти рук попеременно: то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.

Игры с песком.

Песок  это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития.

«Отпечатки наших рук» 

Знакомят детей сосвойствам влажного песка, сохранять форму предмета.Если приложить ладошку, или любой другой предмет к песку и немного надавить — то на песке останется четкий след.

 «Поиски сокровища»

Ребенка прошу отвернуться и прячу в песке несколько небольших игрушек. Не следует прятать слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда. А затем прошу начать поиски сокровищ. 

«Куличики из песка»

Делать куличики  из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Игры с матрешкой

С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему. Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней, открытие ее секрета.

Игры с пирамидкой

Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.

Прятки с игрушками

Прятать и искать игрушки, увлекательное занятие, которое не только забавляет детей, но и способствует развитию у них внимания, памяти, ориентировки в пространстве. В таких играх могут участвовать несколько детей.

«Найди зайчика»

Я показываю  малышам зайчика, предлагаю  рассмотреть его. Обращаю их внимание на длинные ушки, мягкие лапки зайчика, показываю, как он может прыгать и кувыркаться. Всё это важно для того, чтобы у ребенка сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать. Рассказываю, что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Потом прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно кладу зайчика на видное место и предлагаю детям его найти. Если дети легко справляются с этой задачей, то в следующий раз можно спрятать зайчика более «надежно», чтобы видны были только ушки, или совсем закрыть его платочком. Впоследствии можно организовать игру так, чтобы одни дети прятали игрушку, а другие - искали.

Игры с кубиками

В группе есть наборы кубиков из дерева, пластмассы, кубики с предметными и сюжетными картинками. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, я даю малышам возможность свободно поиграть с ними. Дети берут  их в руки, передвигают, бросают, постукивают, ставят друг на друга. Малыши часто стремятся разрушить постройки, не следует, расценивайте эти действия как простое баловство: совершая их, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Я стараюсь обыграть эти действия, соорудить башню вновь и позволить  ее опять разрушить. Со временем можно перейти к целенаправленным играм с кубиками.

Дидактическая игра«Волшебное поле»

Показываю ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Поворачиваю волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков» 

Формирует умениеразличать и называть основные цвета. Для игры используются красные и зеленые шарики, красная и зеленая корзинка. Детям даю каждому по шарику и спрашиваю, какого он цвета.  Затем предлагаю положить свой шарики  в корзинку такого же цвета, как и шарик. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.

Дидактическая игра «Узнавание игрушки на ощупь»

Формирует умение на ощупь узнать предмет и назвать его. Для игры используется мешочек с игрушками по количеству детей. Игрушки знакомые детям. Детям предлагаю на ощупь отгадать, что это за игрушка. Ребенок должен, ощупывая двумя руками, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и показывает детям.

 Дидактическая игра «Подбери чашку с блюдцем»

Формирует умение детей различать и называть цвета.Для игры используется: чашки красные, желтые, зеленые и блюдца тех же  цветов. Предлагаю детям подобрать чашки к блюдцам, красной чашке–красные, желтой – желтые, зеленой- зеленые. Усложнять, игру можно  добавляя большее количество цветов.

Дидактическая игра «Куда что положить?»

Формирует умение группировать знакомые предметы по общему признаку   (большой- маленький). Для игры потребуются две коробки (большая и маленькая), большие игрушки: кубик, шарик, кукла, машинка, тарелка и т.д. такие же предметы маленького размера. Предлагаю сложить большие игрушки в большую коробку, маленькие – в маленькую.

Дидактическая игра «Поварята»

Формирует умение группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Показываю детям овощи и фрукты. Вместе рассматриваем  их. Затем рассказываю детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагаю приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в одну кастрюлю, а овощи – в другую.

При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками, самостоятельно договариваться о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступаем в мир детской игры, мы многому можем научить детей.

Воспитатель дошкольного образования:

Денисенко С.В.

Литертура:

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.

2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, 
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.

3. Интернет ресурсы

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.