Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нормы речевого развития дошкольников

Дата: 13 марта 2019 в 21:03, Обновлено 8 января в 10:19

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои       мысли.

Ваш малыш будет иметь более широ­кие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происхо­дит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и по­ведении ребенка.

Ребенок к трем годам:

  • выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мя­чик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), расте­ний (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (мор­ковь. помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозна­чающие действия (мыть, стирать, вы­тирать, гладить, лечить и т.д.) прилагательные, обозначающие вели­чину, вкус, цвет;
  • наречия (близко - далеко, низко - высоко, быстро – медленно, темно - светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об уви­денном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам:

Ø правильно произносит все звуки род­ного языка;

Ø использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которы­ми его знакомили;

Ø составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений, понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано, правильно называет существительные в единственном и множественном числе;

Ø правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.;

Ø пересказывает небольшие литератур­ные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам:

Ø правильно произносит все звуки, го­ворит не торопясь, выразительно;

Ø употребляет в речи простые и слож­ные предложения;

Ø пользуется прямой и косвенной ре­чью;

Ø поддерживает непринужденную бе­седу;

Ø составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам:

Ø может произносить все звуки;

Ø владеет грамматическим строем язы­ка (употребляет различные граммати­ческие формы, новые части речи, сложные синтаксические конструк­ции);

Ø составляет рассказы описания, по кар­тине, из личного опыта и т.д.;

Ø определять место звука в слове;

  • может пересказывать и драматизиро­вать небольшие литературные произ­ведения; составлять по плану, образ­цу рассказы о предмете, по сюжетной картинке;
  • употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
  • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с за­данным звуком, определять место звука в слове.

СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ!

«Автоматизируем поставленные звуки вместе»

Наиболее заметным дефектом в дошкольном возрасте является нарушение звукопроизношения. Постановку звуков, как правило, осуществляет учитель-дефектолог, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители.   Каждый поставленный звук сначала отрабатывается в слогах различных типов (прямых, например, СА; обратных – АС; со стечением согласных- АСТ, СКА).

Для этого можно использовать игры: 

«Пальчики здороваются» (соединять поочередно большой палец с остальными, одновременно произнося слоги, 

«Говорящие шаги» (сочетать проговаривание слогов с шагами по комнате, улице, 

«Пальчики гуляют» (имитировать пальцами шаги по столу, одновременно произнося заданные слоги) и т. п.

         Далее осуществляется работа со словами и только потом в развернутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). Однако при выполнении домашних заданий детям и родителям приходится использовать речевой материал без опоры на картинки. Поэтому необходимо максимально разнообразить работу над автоматизацией звуков. С этой целью можно использовать следующие дидактические игры и упражнения.

Кроме традиционного повторения слов за взрослым, можно предложить ребенку запомнить и воспроизвести группу слов (4-5) – игра «Запомни-повтори». Для этой игры хорошо использовать слова, созвучные друг с другом, например, СОК-НОСОК-ПЕСОК, и т. п.

Следующей игрой, в которой слова используются в начальной форме, является игра «Мой, моя, моё, мои». От ребенка потребуется подобрать слова к данным местоимениям и проговаривать полученные сочетания, четко произнося нужный звук. Слова для подбора проговаривает взрослый небольшими группами.

Однако, не стоит забывать и о таких компонентах речи, как слоговая структура слова и грамматический строй речи. Корректировать недостатки этих сторон речи совместно с автоматизацией звуков можно при помощи игр «Один - много»«Назови ласково»«Большой – маленький – огромный»«Закончи предложение»«Семейка слов»«Веселый счет». В ходе этих игр слова, предложенные взрослым, ребенок должен изменить по падежам (например, СОК- СОКИ; НОС- НОСОВ; один КОМПАС, два КОМПАСА, три КОМПАСА и т. д., образовать новые слова (ПОСОХ-ПОСОШОК; СОМ-СОМИК-СОМИЩЕ; ЛЕС- ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНЫЕ,  ЛЕСНИК).

         Работу над слоговой структурой слов удобно осуществлять в игре  «Прошагаем слова». Здесь перед ребенком стоит задача разделить на слоги слова, предложенные взрослым. Очень удобны эта игра тем, что речь в них сопряжена с движением, т. е., дети могут немного размяться в ходе выполнения задания.

         Приступая к заучиванию стихов, необходимо сначала отработать с ребенком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой, неторопливой, с акцентом на произносимый  звук.

         К заучиванию стихов можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Именно постепенность и последовательность обеспечат автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи, и, кроме того, позволит провести профилактику нарушений письма и чтения, не создавая дополнительной нагрузки на ребенка.

Работа по развитию артикуляционного аппарата

         Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

         У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Литература:

1. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод, пособие для учителей- дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроз- дова. — Минск : Адукацыя 1 выхаванне, 2010. — 152 с.

2. Интернет ресурсы

                                 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.