НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Ребенок к трем годам:
- выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
- знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь. помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.) прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
- наречия (близко - далеко, низко - высоко, быстро – медленно, темно - светло и т.д.);
- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
- умеет отвечать на вопросы взрослого.
Ребенок к четырем годам:
Ø правильно произносит все звуки родного языка;
Ø использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили;
Ø составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений, понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано, правильно называет существительные в единственном и множественном числе;
Ø правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.;
Ø пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
Ребенок к пяти годам:
Ø правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно;
Ø употребляет в речи простые и сложные предложения;
Ø пользуется прямой и косвенной речью;
Ø поддерживает непринужденную беседу;
Ø составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.
Ребенок к шести годам:
Ø может произносить все звуки;
Ø владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы, новые части речи, сложные синтаксические конструкции);
Ø составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.;
Ø определять место звука в слове;
- может пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану, образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке;
- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!
«Автоматизируем поставленные звуки вместе»
Наиболее заметным дефектом в дошкольном возрасте является нарушение звукопроизношения. Постановку звуков, как правило, осуществляет учитель-дефектолог, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители. Каждый поставленный звук сначала отрабатывается в слогах различных типов (прямых, например, СА; обратных – АС; со стечением согласных- АСТ, СКА).
Для этого можно использовать игры:
«Пальчики здороваются» (соединять поочередно большой палец с остальными, одновременно произнося слоги,
«Говорящие шаги» (сочетать проговаривание слогов с шагами по комнате, улице,
«Пальчики гуляют» (имитировать пальцами шаги по столу, одновременно произнося заданные слоги) и т. п.
Далее осуществляется работа со словами и только потом в развернутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). Однако при выполнении домашних заданий детям и родителям приходится использовать речевой материал без опоры на картинки. Поэтому необходимо максимально разнообразить работу над автоматизацией звуков. С этой целью можно использовать следующие дидактические игры и упражнения.
Кроме традиционного повторения слов за взрослым, можно предложить ребенку запомнить и воспроизвести группу слов (4-5) – игра «Запомни-повтори». Для этой игры хорошо использовать слова, созвучные друг с другом, например, СОК-НОСОК-ПЕСОК, и т. п.
Следующей игрой, в которой слова используются в начальной форме, является игра «Мой, моя, моё, мои». От ребенка потребуется подобрать слова к данным местоимениям и проговаривать полученные сочетания, четко произнося нужный звук. Слова для подбора проговаривает взрослый небольшими группами.
Однако, не стоит забывать и о таких компонентах речи, как слоговая структура слова и грамматический строй речи. Корректировать недостатки этих сторон речи совместно с автоматизацией звуков можно при помощи игр «Один - много», «Назови ласково», «Большой – маленький – огромный», «Закончи предложение», «Семейка слов», «Веселый счет». В ходе этих игр слова, предложенные взрослым, ребенок должен изменить по падежам (например, СОК- СОКИ; НОС- НОСОВ; один КОМПАС, два КОМПАСА, три КОМПАСА и т. д., образовать новые слова (ПОСОХ-ПОСОШОК; СОМ-СОМИК-СОМИЩЕ; ЛЕС- ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНЫЕ, ЛЕСНИК).
Работу над слоговой структурой слов удобно осуществлять в игре «Прошагаем слова». Здесь перед ребенком стоит задача разделить на слоги слова, предложенные взрослым. Очень удобны эта игра тем, что речь в них сопряжена с движением, т. е., дети могут немного размяться в ходе выполнения задания.
Приступая к заучиванию стихов, необходимо сначала отработать с ребенком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой, неторопливой, с акцентом на произносимый звук.
К заучиванию стихов можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Именно постепенность и последовательность обеспечат автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи, и, кроме того, позволит провести профилактику нарушений письма и чтения, не создавая дополнительной нагрузки на ребенка.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Литература:
2. Интернет ресурсы