Лепка в учреждении дошкольного образования
Способы лепки.
На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием и скатыванием глины в разных направлениях. Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать пластилин, глину между ладонями. Для получения диска шарообразную форму сжимают между ладонями. Для получения цилиндрической формы раскатывание ведётся прямыми движениями.
В создании форм с более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы. Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животного), можно пользоваться несколькими способами:
КОНСТРУКТИВНЫЙ - предмет создаётся из отдельных частей. Наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части (туловище - голова - сравнивают части по величине и соединяют - конечности, мелкие детали лепят в последнюю очередь.)
ПЛАСТИЧЕСКИЙ - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска пластилина, глины. Приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Наметив основную форму предмета, переходят к вытягиванию остальных частей (если это животное то шея-голова - конечности - хвост). Всё время проверяется и уточняется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отрабатывать более мелкие части и детали.
КОМБИНИРОВАННЫЙ - объединяет лепку из отдельных частей и целого куска. Из целого куска лепят те части, которые основную массу предмета (туловище и толстые ноги медведя, голова - туловище - хвост лисы).
ОТТЯГИВАНИЕ, ПРИЩИПЫВАНИЕ, ПРИЁМЫ РЕЛЬЕФНОЙ ЛЕПКИ.
Во время лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приёмы оттягивания и прощипывания пластилина, глины пальцами, когда от общей массы захватывается пальцами небольшая её часть и вытягивается до необходимого размера. При лепке крыльев и перьев птиц, чешуи рыбы, шерсти животных хорошо использовать приём рельефной лепки, при котором небольшие куски глины, пластилина накладываются на основную форму, а пальцами и стекой придают им нужную форму.
ЛЕНТОЧНЫЙ СПОСОБ, ГОНЧАРНЫЙ СПОСОБ (КРУГОВОЙ НАЛЕП), ВДАВЛИВАНИЕ ИЛИ ВЫБИРАНИЕ ГЛИНЫ СТЕКОЙ
Виды лепки
1. Лепка по памяти 2. С натуры 3. Лепка по замыслу
Оборудование и материал для проведения лепки.
- Пластилин (утром в день проведения занятия следует прямо в коробке положить его на батарею (или другое тёплое место), чтобы к моменту работы он был достаточно мягким и пластичным).
- Глина (утром в день проведения занятия воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и формы и укладывает на дощечку, прикрывая сверху влажной салфеткой). Детям старшего дошкольного возраста даются комки диаметром от 5 см и более (в зависимости от содержания лепки), а малышам около 3 см. Примечание: глина не всегда может предлагаться детям в виде шарика; часто, особенно для малышей, которые ещё только учатся делить глину, целесообразно подготовить комки цилиндрической формы. По окончании лепки каждый ребёнок должен тщательно собрать в один комочек все мелкие кусочки, крошки и оставить его на своей дощечке (делается это путем прижимания комка к крошкам). В дальнейшем воспитатель или дежурный собирает все остатки и кладёт их в ведёрко. Для хранения глины в группе необходимо иметь 2 ведёрка ёмкостью 3 литра каждое. В одном глина замачивается, месится и вновь собирается после лепки, а в другом хранится сухая глина для пополнения рабочего запаса.
- Доска для лепки. Она должна быть квадратной или прямоугольной формы размером примерно 25x25 или 20x30 см. Моются дощечки после каждого занятия.
- Выставочный стенд.
- Стеки для и старшей групп .
- Блюдце и тряпочки. Для сглаживания поверхностей вылепленных фигур на каждый стол ставится блюдце, на которое кладутся мягкие, сложенные вдвое или второе, тряпочки пропитанные водой. Об них дети смачивают палец и заглаживают нужные места.
- Масло растительное. Для предохранения рук от прилипания глины перед началом занятия, как только дети сядут за столы, воспитатель слегка смазывает им правые руки Подсолнечным маслом, и дети растирают этот мазок между ладонями (смазывание ладоней производится обычной кисточкой).